Паровой катер «Шутка» построен по заказу РОПиТ (Российское общество пароходства и торговли) в 1871 году на судоверфи «Tornikroft & С» в Лондоне. «Шутка» строилась в качестве прогулочного катера для цесаревича - будущего императора Александра III. Накануне войны с Турцией цесаревич передал катер Морскому ведомству, которое включило его в состав Черноморского флота в качестве парового катера.
В ходе русско-турецкой войны (1877-1878), утром 8 июня 1877 года, катера «Шутка» и «Мина» охраняли русские паровые катера и гребные шлюпки, ставившие минные заграждения в районе острова Мечка, для ограничения возможности подхода турецких военных кораблей к месту переправы основных частей русской армии через Дунай. В это время сюда из Рущука прибыл вооруженный турецкий пароход «Эрекли». Сначала он вошел в правый рукав Дуная, но был обстрелян с острова ружейным огнем русских солдат. Сильная стрельба заставила командира парохода задним ходом выйти из-за острова. Наступил удобный момент для его атаки, однако у катера «Мина» сломалась машина. К цели устремился лишь один катер «Шутка» под командованием лейтенанта Н.И. Скрыдлова. Несколько минут спустя он ударил шестовой торпедой в правый борт парохода, возле кожуха гребного колеса. Но взрыва не произошло, так как осколок турецкого снаряда перебил провода, идущие от гальванической батареи к мине. Между тем положение беззащитной «Шутки», прижимаемой течением к пароходу, становилось крайне опасным. В носовой части катера обнаружилась сильная течь, давление пара в котле заметно упало. Получили ранения командир катера лейтенант Скрыдлов, механик Болеславский и художник Верещагин, принимавший участие в этой вылазке. Наконец, катеру удалось дать ход, он укрылся в зарослях камыша возле румынского берега, а напуганный командир «Эрекли» полным ходом повел пароход назад в Рущук. Хотя атака оказалась неудачной в смысле уничтожения вражеского судна, она все же защитила флотилию катеров и шлюпок, ставивших мины, и позволила ей завершить свою работу. За проявленную смелость лейтенант Скрыдлов был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса.
Позже катер использовался в качестве сторожевого судна на Дунае. В 1889 году катер вернули РОПиТ, а в 1895 году его продали на слом.
Художник Алексей Петрович Боголюбов, приехавший чуть позже этих событий на Дунай писать про «дело Скрыдлова», рассказывает в своем дневнике:
«На третий день моего приезда мне дан был паровой катер, на котором наши храбрецы ходили подрывать турок, и мы пошли в приток Дуная, где виднелись мачты затонувших броненосцев. Зачертив местность, я подготовил этюд масляными красками и закончил день тем, что отпилил флагштоки обоих мониторов и взял с мачт куски проволочных снастей на память. 3 дня сряду я занимался этой работой. Тут у берега стояли в камышах рыбаки. То были все красавцы, не утратившие ничего из своей народности. Благодаря им, я по колено в грязи прошёл по камышам, где на берегу лежала громадная дымовая труба одного из броненосцев. Каков же должен был быть взрыв, ежели такая тяжесть перелетела через весь приток и в шагах ста рухнула на землю.
Потом я ездил около недели на место высадки наших войск в Добрудже корпуса генерала Циммермана, что совершалось на баржах и 7-ми пароходах, их тащивших со множеством всякого рода мелких гребных судов, набитых войском. Со всего этого надо было делать этюды. Многих пароходов уже не было, они прошли вверх по Дунаю, а потому пришлось за ними гоняться то в Галац, то выше.
Видал я на своём веку пальбу морскую и земную, но порохового подводного взрыва мины не видывал. Благодаря Беклешову и коменданту Браиловского порта мне отпустили пуда 2 пороху. Всё это засмолили в ящике, привязали к буйку, провели приток электричества и в один прекрасный вечер угостили меня этим зрелищем. После чего я уже свободно мог писать ночной взрыв по Государевому заказу.
Пришлось мне несколько раз ездить вверх по Дунаю на пароходе с лейтенантом Петровым. Трудная была это обязанность. Каждый раз привозили до 100 больных и раненных русских солдат и турок. Конечно, с ними не очень церемонились, а потому случалось, что во время пути умирало человека по два и по три. Санитаров было мало, жара стояла страшная, так что офицеры и матросы утоляли жажду этих несчастных. Но время было военное, а потому и смотрелось на всё хладнокровно и делалось, что можно. Каждый раз по прибытии парохода его дезинфицировали, жгли серу, прокуривали дымом и мыли карболкой стены.
Проходили мы и минные заграждения на Дунае, скрепя сердце, ибо чёрт его знает, быстрое течение могло их снести на место, где рассчитывали проход для судов. Но Бог миловал. Работая в камышах и часто встречаясь с рыбаками-красавцами, я покупал у них рыбу, которую отдавал матросам парохода или парового катера. Её много в Дунае, но вкус тинистый, отвратительный. Стерлядь не янтарная, что на Волге или на Дону, а бурая. Раки хотя огромные, но совсем пустые. Впрочем, её в Браилове летом почти не едят, ибо боятся лихорадок.
Прожив здесь больше месяца, я закончил мои работы с натуры. И хотел ехать в Систово, чтоб пробраться в ставку Наследника Цесаревича. Но вдруг меня хватила лихорадка после того, что я промок на проливе. Флотский доктор дал мне громадный приём хины. Сделалась у меня слабость и дурман, и я порешил вернуться домой, ибо дело лейтенанта Скрыдлова и Верещагина писать было невозможно потому, что под Рущуком Дунай ещё не был нами занят и стояли турецкие два монитора.
За неделю до моего отъезда пришёл поезд, на котором везли раненого Скрыдлова, которого я посетил и подробно разузнал, как он делал свой молодецкий набег на турку, за который и поплатился раной в ногу и украсил свою грудь орденом св. Георгия. Но вид его был вполне бодрый, и мы расстались, сказав друг другу до свидания».
Источник : А.П. Боголюбов. Записки моряка-художника. (К 300-летию Российского Флота). Составитель сборника Нонна Валерьевна Огарева. Сборник журнала "Волга", № 2-3, 1996 г.
Картину с этим сюжетом : " Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае" , Боголюбов А.П. исполнил только в 1882 году, после вторичного посещения Болгарии в 1881 году.
Данная фотооткрытка, происходит с родины художника В.В.Верещагина (г. Череповец).
Артикул: 501-1.00